Итоговая коллегия
02.02.2010

Снижение объемов внутреннего регионального продукта, сворачивание производственных и инвестиционных программ, задолженность предприятий по выплате заработной платы (достигала 140 млн. руб), ликвидация предприятий малого и среднего бизнеса – все это привело к серьезному повышению социальной напряженности и отразилось, в первую очередь, на рынке труда. Уже в апреле количество зарегистрированных безработных в республике достигло 61 тыс. человек, тем самым превысив 3 процентный порог от экономически активного населения.
Наибольший рост количества безработных в 2009 году произошел в Ютазинском (в 4 раза), Буинском (в 3,9 раза), Кайбицком (в 3,3 раза), Мензелинском (в 3,1 раза) районах, а также в г. Набережные Челны (в 2,7 раза). Снижение численности безработных произошло только в двух муниципальных районах: в Кукморском и Апастовском.
Произошло уменьшение размеров реальной заработной платы, по отношению к прошлогоднему уровню (на 7,8%).
Ежемесячно в среднем 80 тыс. человек работали в режиме неполного рабочего времени либо находились в вынужденных отпусках. За год прием работников на работу всего на 82 процента компенсировал численность выбывших.
 В результате с началом изменений на рынке труда выросла и нагрузка на специалистов центров занятости. Обратившихся в службу занятости в целях поиска работы граждан стало втрое больше, чем в 2008 году. Из них признано безработными  почти 40%.
Для обеспечения работникам установленных законом трудовых гарантий широко использовались возможности социального партнерства. Благодаря совместным усилиям Министерства, Прокуратуры республики и Трудинспекции ситуацию была под постоянным контролем.
 Смягчить социальную напряженность помогли также огромные дополнительные вложения, которые в прошлом году составили почти 4,3 миллиарда рублей.
По итогам 2009 года в общественных и временных работах, включая стажировку, приняли участие более 274 тысяч человек от шести с половиной тысяч работодателей.
Активное участие принимали:
·       Казанский государственный казенный пороховой завод,
·       ОАО "Радиоприбор» (г.Казань), 
·       Зеленодольский «Завод имени Серго»,
·       ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор».
 
Новым видом общественным работ стало оказание социальных услуг на дому инвалидам, участникам ВОВ и гражданам пожилого возраста.
В целях приобретения опыта работы 719 выпускников образовательных учреждений проходили стажировку.
Особую популярность в рамках реализации Региональной программы получило направление по содействию развитиямалого предпринимательства и самозанятости. Как результат - 12415 созданных рабочих мест.
В числе организовавших предпринимательскую деятельность:
·        446 инвалидов,
·        162 человека из числа приемных семей,
·        96 человек из числа граждан, уволенных с военной службы,
·        61 выпускник образовательных учреждений
По линии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан для поддержки «новых предпринимателей» были разработаны специальные отраслевые программы. Развитие данного направления стимулировало возрождение потребительской кооперации, появилась перспектива развития индивидуального предпринимательства на селе.
В условиях угрозы массового увольнения появилась возможность организации опережающего профессионального обучения работников. В рамках антикризисной программы в прошедшем году направлены на опережающее обучение почти 11 тыс. работников. Татарстан на третьем месте среди регионов России по численности участников этой программы.
 
Антикризисные меры позволили в целом стабилизировать ситуацию на рынке труда республики. Это характеризуется:
§     уровнем регистрируемой безработицы – в 2009 году максимальный уровень не превысил отметки в 3,1% (апрель),
§     задолженность по заработной плате – снизилась почти в шесть раза с начала года;
§     с учетом всех региональных программ, 22 тысячи граждан республики имели возможность, за счет привлеченных федеральных средств, пройти обучение, переобучение и повышение квалификации. Общий объем средств, выделенных бюджетом на эти цели, – около 200 млн. рублей.
 
 
Количество зарегистрированных безработных на 26 января 2010 года составляет 58 тыс. человек. По прогнозу в 2010 год регистрируемая безработица не превысит 55 тыс. человек или 2,8 процента от экономически активного населения.
Для продолжения работы по стабилизации ситуации с Рострудом подписана Программа на 2010 год.
Если при создании Программы в 2009 году акцент был сделан на социальную составляющую, то в 2010 году  - на диверсификацию экономики и внедрение инновационных технологий, качественное оказание государственных услуг, борьбу с социальным иждивенчеством. Сумма средств, выделяемых на реализацию дополнительных мероприятий, на рынке труда в 2010 году не изменилась.. Но есть изменения по направлениям.
Предусмотрено новое направление - «содействие трудоустройству инвалидов». Для оснащения каждого из двухсот специальных рабочих мест запланировано приобретение, монтаж и установка оборудования стоимостью до 30 тысяч рублей. Эти средства будут возмещаться работодателю. 
Предусмотрены дополнительные выплаты за каждое созданное рабочее место по направлению самозанятости.
С 3 февраля т.г. приступают к обучению на пилотов современных воздушных судов в Ульяновском высшем авиационное училище 6 штурманов и бортинженеров Авиакомпании Татарстан. Стоимость обучения каждого из них превышает 3 миллиона рублей (на 95% субсидируется федеральным бюджетом, 5% платит сама авиакомпания).
24 декабря 2009 года на заседании Экономического совета утвержден перечень организаций, участвующих в региональной Программе. Заключены соглашения между министерством труда, занятости и социальной защиты и главами муниципальных образований по организации и проведению общественных работ.
 
Охрана труда
Кризис внес коррективы в вопросы безопасности и сохранение здоровья работников предприятий и организаций.
Почти в два раза снизилось количество случаев с летальным исходом. Основная причина положительной динамики – падение объемов производства по всем отраслям. Поэтому в 2009 году,  для улучшения ситуации в этой области, Правительством Республики внесены поправки в республиканский Закон об охране труда и принята Республиканская программа до 2012 года.
Основная работа должна вестись на местах, в муниципалитетах. В помощь муниципальным образованиям, министерством разработаны нормативные документы, руководствуясь которыми, эффективно работает, например, администрация Арского муниципального района. В отдельных районах (Нижнекамском, Менделеевском, Сабинском, Вахитовском и Кировском районах города Казани)отсутствуют территориальные программы по охране труда. По последним данным Татарстанстата на охрану труда в Атнинском, Камско-Устьинском, Апастовском, Алексеевском муниципальных районах выделялось всего около тысячи рублей на одного работника.
 
Развитие качественного профтехобразования
В этом году, в октябре исполняется 70 лет со дня создания государственной системы начального профессионального образования.
Прием учащихся в 2009 году в наши учреждения составил 20,6 тыс. человек, среди которых одна тысяча детей-сирот. Ребята учатся по 150-ти специальностям в рамках 2-ухуровневых программ начального и среднего профессионального образования.
Министерство из-за неблагоприятной демографической ситуации, а также необходимости подготовки специалистов, отвечающих потребностям реального рынка, третий год проводит работу по реформированию системы профессионального технического образования (сократил 25 учреждений). В настоящее время в отрасли 73 подведомственных образовательных учреждения. 
 Наша стратегическая задача - развитие кадрового потенциала и инновационной инфраструктуры в посткризисный период для сохранения инвестиционной привлекательности республики, как региона, обладающего конкурентоспособными трудовыми ресурсами.
Качество подготовки рабочих кадров не может быть выше квалификации преподавателя. Если в прошедшем году проводилась оптимизация учреждений отрасли, то в 2010 году будет сделан упор на качественную профессиональную подготовку преподавательского состава.
Существуют и проблемы. Отсутствует систематизация процесса сертификации профессиональной квалификации выпускников.
Чтобы начать этот долгий, сложный и капиталоемкий процесс, на уровне Федерации была создана Национальная система сертификации. А в Республике Татарстан, в рамках Комплексной Программы развития системы образования до 2015 года, – Региональная система сертификации профессиональных квалификаций.
Созданное Региональное агентство развития квалификаций (РАРК) признано базовым и системообразующим учреждением региональной системы сертификации и оценки профессиональных квалификаций Республики Татарстан.
В текущем году Министерству необходимо завершить оптимизацию учреждений начального и среднего профессионального образования, продолжить работу по развитию внебюджетной деятельности, чтобы к концу 2010 года выйти на качественно новый уровень системы подготовки специалистов для отраслей экономики республики. Министерство также должно продолжить начатую работу по приведению в порядок жилого фонда общежитий и обеспечению комфортных условий проживания в них.
 
Социальная защита
 Сегодня мы находимся в начальном этапе реформирования сети для создания сбалансированной, мобильной, экономичной сети социальных учреждений.  Ключевой принцип нашей работы – безопасность и качество оказываемых социальных услуг.
Около 11 млн. рублей было направлено на организацию мероприятий по пожарной безопасности и оснащенности учреждений социобслуживания. В этом году на противопожарные мероприятия планируется направить еще около 50 млн. рублей.  
Безопасность превыше всего и в тех случаях, когда не представляется возможным привести в соответствие санитарно-эпидемиологические условия, противопожарную безопасность, а качество оказываемых услуг низкое -  учреждение закрывается. В 2009 году мы были вынуждены оптимизировать 12% учреждений.  Основные причины ликвидации учреждений это, бесперспективность развития, отсутствие реабилитационной составляющей.
Актуальным для республики остается вопрос соблюдения прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Переполненность существующих  психоневрологических интернатов не отвечает потребности в обеспечении необходимых условий содержания лиц данной категории. Общий дефицит площадей сегодня составляет около 20 тыс. кв.м. Решить этот вопрос можно за счет проведения капитального ремонта имеющихся помещений, реконструкции или строительства новых психоневрологических интернатов, в том числе в Камских Полянах. Соответствующий пакет документов для решения этой проблемы представлен в Минздравсоцразвития РФ.
В Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, серьезным  вопросом является социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Учитывая приближающуюся амнистию к 65-летию Великой Победы, стоит задача своевременного решения проблем освободившихся из мест лишения. Многие из них имеют трудности с жильем. Такой контингент подлежит переводу в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. В республике для этой категории в настоящее время функционирует Федоровский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов на 102 места, однако, его мощность не покрывает имеющуюся потребность. С целью организации условий для ресоциализации данной категории обслуживаемых лиц, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, Министерством принято решение о перепрофилировании Мамадышского дома-интерната в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов. Для этого необходимо провести капитальный ремонт здания на общую сумму 17,4 млн. рублей.
 В 2009 году министерство передало полномочия по координации и методическому обеспечению деятельности учреждений и отделений социальной помощи семье и детям, а также социальной реабилитации в Центр социальной помощи семье и детям «Гаиле» города Казани. Здесь планируется  создать республиканский  информационный банк данных по семейно-детским проблемам.
Изменение нормативов количества обслуживаемых на дому позволило в 2009 году увеличить зарплату социальных работников
Важным вопросом является совершенствование технологий и модернизации процесса оказания социальных услуг лицам с ограниченными возможностями.
Услуги реабилитации – одни из самых востребованных и ресурсоемких! Однако, обеспеченность населения реабилитационными учреждениями составляет всего 66 процентов. Исходя из утвержденных нормативов,  республике не хватает почти 1 000 мест. Также хочу отметить несоответствие материально-технической базы реабилитационных учреждений современным требованиям – отсутствие современного реабилитационного оборудования, инновационных реабилитационных технологий. 
В 2010 году мы планируем продолжить совершенствование структуры системы социального обслуживания населения. Но стратегическая задача – это повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг. Для этого необходимо:
§      завершить разработку и внедрение стандартов качества социальных услуг.
§      принять Концепцию развития профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов Республики;
§      завершить мероприятия по оптимизации учреждений
§      активизировать научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную и научно-методическую работу по внедрению эффективныхтехнологий.
 
Новые направления в развитии отрасли
Повышение качества социальных услуг напрямую зависит от развития инновационного потенциала учреждений. Для внедрения социально-ориентированных подходов, эффективных технологий, методов и форм работы в 2009 году Министерством была укреплена материально-технической базы учреждений по программам федеральных и республиканских программ «Дети России», «Дети Татарстана» на сумму около 7 млн. руб.
Совместно с Представительством Фонда «Штихтинг ЭЙДС Фаундэйшн Ист-Вест» министерство уже 3-ий год реализует благотворительный проект на базе Центра социальной адаптации «Милосердие» (г.Казань) и Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Перекресток» (г. Набережные Челны) по оказанию поддержки двум с половиной тысячам осужденным, готовящимся к освобождению, лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Федеральным Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказана финансовая поддержка   более 6,5 млн. рублей для реализации республиканских программ по реабилитации детей-инвалидов, их семей, по профилактике повторных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
Активно реализуется поставленная осенью прошлого года Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым задача по вовлечению молодежи в социальные практики путем развития волонтерского движения. Волонтеры могут оказывать значительную помощь в сфере не только социального обслуживания на дому, помощи стационарным учреждениям, но и реализуя собственные проекты.
У нашей отрасли имеется значительный опыт работы в этом направлении. С 2002 года на базе Центра социально-психологической помощи в Елабуге действует Центр развития добровольчества «Волонтер». Для дальнейшего развития волонтерского движения в интересах нашей отрасли необходимоопределить Центр социально-психологической помощи «Ариадна» в качестве опытной методологической площадки для работы в этом направлении.
Принципиальное значение для отрасли приобретают сегодня кадровые вопросы. Необходимы высококвалифицированные руководители и специалисты, владеющие современными эффективными социальными технологиями, особенно в вопросах реабилитации.
Первоочередными направлениями подготовки являются:
§       распространение современной практики социальной реабилитации инвалидов, имеющих специфические нарушения сенсорной, двигательной, интеллектуальной сфер. 
§       формирование комплекса знаний, умений в инновационной деятельности, обучения практическим методам
§       особое значение Министерство придает создание системы фандрайзинга для привлечения средств на реализацию социальных проектов отрасли  - все это входит в наши планы на 2010 год.
Несмотря на кризис, успешно завершена программа по предоставлению транспортных средств инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Проделана большая работа специалистами министерства и нашими территориальными органами. 574 участника программы получили денежную компенсацию. Продолжается работа по обеспечению ветеранов жильем.
В этом году вся страна будет отмечать 65 годовщину со дня окончания Великой Отечественной войны. Перед министерством стоит серьезная работа с ветеранами Великой Отечественной войны. В 2010 году органам социальной защиты на местах совместно с муниципалитетами необходимо максимально качественно провести работу по подбору вариантов улучшения жилищных условий. Важно дойти до каждого, оказать максимальное содействие в сборе необходимых документов и сделать все для полного решения поставленных задач по обеспечению жильем ветеранов.
Автономные учреждения: ход работы
и перспективы развития
Министерство продолжает работу по эффективному использованию бюджетных средств в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование. Из существующих сегодня учреждений 45 % – в профтехобразовании, и почти 30 % в социальной защите - являются автономными.
В планах 2010 года перевод в автономные учреждения  еще свыше 50 учреждений.
По сравнению с 2008 г. общий объем доходов увеличился на 64%, объем благотворительной помощи, несмотря на кризис - в 1,5 раза. Доходы от предпринимательской деятельности, в основном, были направлены на оплату труда работников учреждений. Это увеличило заработную плату в среднем на 15-20 процентов.
Одним из важных и эффективных механизмов развития государственно-частного партнерства и социального инвестирования является институт попечительства.За 2009 год при содействии Глав муниципальных образований, Попечительских и Наблюдательных советов учреждениям соцобслуживания была оказана помощь в размере 34 млн.рублей (в 3 раза больше, чем в 2008 г.).
По инициативе министерства в республике создана Ассоциация автономных учреждений Республики Татарстан. Целью ее работы является не просто консультирование, но и аккумулирование лучших практик, выработка предложений по совершенствованию нормативной базы.
 
Развитие кадрового потенциала отрасли
Проводимые изменения во главу ставят вопросы по развитию и оказанию качественных социальных услуг учреждениями. Существующая ситуация неоднозначна. Сегодня для формирования общего поля по удовлетворению интересов граждан необходимо не только добиться качественной подготовки кадров, но и внедрить систему менеджмента качества. Без качественных кадров добиться этого просто невозможно.
Внедрение Системы менеджмента качества и приведение ее в соответствие с Международным стандартом ИСО-9000, должно быть на всех уровнях – от центра занятости населения до аппарата министерства. Для этого в 2010 году Министерство должно разработать Отраслевую программу качества на 2010-2013 гг. Задачами программы станут:
·       оптимизация процессов оказания услуг
·       расширение оказываемых перечня услуг
·       четкое распределение функций и ответственности структурных подразделений 
·       минимизация  административных барьеров
·     улучшение исполнительской дисциплины на всех уровнях
 
Главная цель реализации Отраслевой программы качества – удовлетворение социальных потребностей населения республики и минимизация социальных рисков в целом.


Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International