Заседание итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Подведение итогов 2013 года и перспективы развития отрасли в 2014 году»
30.01.2014

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Место проведения:

 

Конференц-холл Учебно-методического центра

ФАС России (ул. Оренбургский тракт, д. 24)

 

Время проведения:

30 января 2014 года

14.00

 

Наименование мероприятия:

Заседание итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ   «Подведение итогов 2013 года и перспективы развития  отрасли в 2014 году»

 

30 января 2014 года в Конференц-холле Учебно-методического центра  ФАС России состоится  заседание итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ  «Подведение итогов 2013 года и перспективы развития  отрасли в 2014 году». В ходе коллегии будут подведены итоги проделанной Министерством работы по  всем направлениям деятельности за прошлый 2013 год и определены планы на текущий.

В мероприятии примут участие Премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов, председатель Комитета по социальной политике Государственного Совета Республики Татарстан Светлана Захарова, начальник Управления социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Ильдар Бадреев.

В  работе коллегии примут также участие заместитель министра труда и социальной защиты РФ, руководители органов государственного управления Российской Федерации, представители Аппарата Президента РТ, депутаты Государственного Совета РТ, представители Аппарата Кабинета Министров РТ,  руководители территориальных структур органов государственного управления Российской Федерации по Республике Татарстан, министерств и ведомств, исполнительных органов государственной власти,  начальники управлений (отделов) социальной защиты, директора центров занятости населения, представители средств массовой информации.   

В рамках заседания коллегии будет заслушан основной доклад министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Айрата Шафигуллина.  С докладом на тему «О предстоящей модернизации пенсионной системы в Российской Федерации с 01.01.2015г.» выступит также   статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации  Андрей Пудов. Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – министр информатизации и связи Республики Татарстан Роман Шайхутдинов   выступит с докладом «Информационные технологии для повышения доступности и качества услуг в социальной сфере Республики Татарстан». О сравнительном анализе практики работы органов социальной защиты субъектов РФ с гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и перспективах развития социального обслуживания в свете подготовки к вступлению в силу нового закона о социальном обслуживании расскажет начальник отдела исследований уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, эксперт и член рабочей группы Комиссии по социальным вопросам Общественной Палаты РФ и Открытого Правительства РФ (Москва) Людмила Рагозина.

В завершение заседания будет принято постановление Коллегии. Также состоится торжественное награждение специалистов отрасли.  


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Качество жизни. Оплата труда.

 

За 11 месяцев прошлого года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 13% и достигла  25 182 рублей.

Среди муниципальных образований наиболее высокие размеры среднемесячной заработной платы сложились в:

·        Лаишевском – 30252 руб.

·        Альметьевском– 29 944 руб.

·        Нижнекамском районе– 27796 руб.

·        и Казани – 28482 руб.

 

В тоже время в

·        Балтасинском,

·        Атнинском,

·        Алькеевском,

·        Дрожжановском

·        Аксубаевском

·        и Апастовском муниципальных районах среднемесячная заработная плата за указанный период составила от 15 до 16 тысяч рублей, что почти на 40% ниже среднереспубликанского уровня.

 

С  января прошлого года для бюджетников минимальный базовый оклад был повышен на 13% (с 4611 руб. до 5205 руб), а также в течение года были увеличены различные стимулирующие выплаты (за качество, специфику работы и другие).

 

 

Задолженность по зарплате

В ушедшем году серьезную обеспокоенность вызвал рост задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января  т.г. в республике она составляла 119 миллионов рублей. Это долги перед почти 5-ю тысячами работников!

 

                    Среди муниципальных образований наиболее крупные долги по заработной плате сосредоточены в:

·        Лаишевском муниципальном районе (66 млн.руб)

·        Казани (17 млн.руб) 

·        и Набережных Челнах (14 млн.руб)

 

Основная сумма задолженности (67,2 млн.рублей, или 56% общереспубликанского долга) была сосредоточена на предприятиях авиатранспорта.     (ОАО «Ак Барс Аэро» - 35,3 млн.руб., ОАО «Авиакомпания Татарстан» - 30,5 млн.руб., ООО «Аэропорт «Бугульма» - 1,4 млн.руб.).

 

В целях ликвидации задолженности по оплате труда Министерством в 2013 году:

1.     На заседаниях координационного совета по оплате труда рассмотрено состояние 77 предприятий-должников.

2.     Материалы по 17 предприятиям, чьи руководители не принимают действенных мер по ликвидации долгов, направлены в прокуратуру и Гострудинспекцию.

3.     Материалы по 4 предприятиям направлены в Управление Федеральной налоговой службы для инициирования процедуры несостоятельности.

4.     Совместно с  Прокуратурой у 134 работодателей выявлено сокрытие задолженности на общую сумму 215 миллионов рублей.

 

Работа по ликвидации задолженности в курируемых министерствами и ведомствами республики отраслях должна проводиться более предметно. Должны приниматься меры превентивного характера, направленные на поддержание платежеспособности организаций подведомственной сферы деятельности и недопущения образования просроченной задолженности по выплате заработной платы перед работниками.  

Рынок труда

 

Как показывает прогноз баланса трудовых ресурсов, первый год разрабатываемый по новому порядку, в республике будет наблюдаться снижение численности трудоспособного населения. За три года она ориентировочно сократится на 26 тысяч человек. Нивелировать эту динамику, предположительно, будет рост работающих лиц старше пенсионного возраста. Этому будет  способствовать пенсионная реформа, а также увеличение занятости лиц трудоспособного возраста.

В 2013 году численность зарегистрированных безработных сократилась на четверть. Остается территориальная дифференциация - уровень безработицы варьирует от 0,27% в Актанышском районе до 2 % в Чистопольском районе.

Самый высокий уровень, кроме Чистопольского, -  в Тетюшском, Елабужском и Бавлинском районах  соответственно 1,75%, 1,69%, 1,6%.Причем во всех семи моногородах республики уровень безработицы превышает среднереспубликанское значение.

В среднем по республике уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2014 года составил 0,85% от численности экономически активного населения. 

На учете в центрах занятости населения к началу текущего года было зарегистрировано в качестве безработных 17 с половиной тысяч человек. Это наименьшее число безработных за последние 18 лет.

Анализ показал, что число вакансий в службе занятости весь год вдвое превышало численность безработных. Это не создает конкуренции и не способствует трудовой мотивации граждан.

 

 

В 2013 году органами службы занятости гражданам была предоставлена возможность:

ü участия в оплачиваемых общественных работах. Приняло участие 15,3 тыс. человек,

ü быть занятыми на временных работах. Трудоустроено 1,3 тыс. безработных граждан

ü получения опыта и навыков работы на временных работах. Трудоустроен 431 выпускник образовательных учреждений

ü кроме этого, на временные работы трудоустроено 29 тысяч несовершеннолетних граждан (16% от численности данной категории граждан);

ü привлечены в сферу предпринимательства 644 человека.

ü были созданы рабочие места для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

ü велось трудоустройство безработных в другую местность.

 

Все запланированные нормативы доступности государственных услуг выполнены.

 

·        по организации общественных работ и временного трудоустройства безработных граждан - 78,6% при плане 45%;

·        по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 16,1% при плане 9,2%;

·        по содействию самозанятости безработных граждан - 4,3% при плане 3,6.

 

Центры занятости  оказывают  широкий спектр услуг инвалидам, женщинам с детьми и гражданам, отбывшим наказание:

профориентация, содействие в поиске подходящей работы, трудоустройство на временные и общественные работы, профессиональное обучение с целью трудоустройства по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, социальная адаптация, психологическая поддержка.

Основная проблема - это нежелание работодателей принимать  на работу данную категорию граждан.

 

Трудоустройство заключенных

 

 

Из лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в прошедшем году в службу занятости обратилось 765 человек,  а трудоустроено только 214  (или 28%).  Это связано, прежде всего, с низкой заработной платой, предлагаемой работодателями. Как правило, такую категорию принимают на низкооплачиваемую работу. 

Хуже всего организована работа с данной категорией в центрах занятости

·        Буинского (0% от обратившихся),

·        Сармановского (0% от обратившихся),

·        Азнакаевского (8% от обратившихся),

·        Бавлинского (13% от обратившихся),

·        Нижнекамского районов (13% обратившихся)

·        и города Набережные Челны (15% от обратившихся).

 

Другая проблема работы с данной категорией - в службу занятости за помощью обращается только одна пятая граждан, освобождающихся из мест лишения свободы.

Важнейшим звеном в социализации граждан данной категории является муниципальный уровень. Межведомственные комиссии по профилактике правонарушений муниципальных районов должны активно включаться в эту работу и не быть сторонними наблюдателями.

 

Для решения проблем трудоустройства данных лиц  Министерство:

·        совершенствует порядок резервирования рабочих мест;

·        планирует ввести компенсацию работодателям части затрат по оплате труда за счет средств бюджета Республики Татарстан. На компенсацию затрат выделены средства в сумме 4,7 млн. рублей.

Трудоустройство инвалидов

 

В ушедшем году поставленные задачи по трудоустройству инвалидов были выполнены. Центрами занятости населения заключены договоры с 254 работодателями о создании 454 рабочих мест для трудоустройства инвалидов.  

В рамках квотирования и резервирования рабочих мест трудоустроено еще 380 человек. Эти меры позволили перевыполнить задачи, поставленные майскими Указами Президента (не менее  700 рабочих мест ежегодно).

С целью усиления защищенности инвалидов Министерством  подготовлен законопроект, вносящий изменения в республиканский закон о квотировании.

В случае его принятия квота будет устанавливаться и работодателям, численность работников которых составляет от 35 человек до 100 человек в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

 

         В прошлом году Министерством начата работа по взаимодействию с кадровыми агентствами  в целях повышения качества услуг в сфере занятости. Министерством утвержден Порядок добровольной регистрации организаций, привлекаемых работодателями для подбора работников на территории Республики  Татарстан. Три  наиболее известных участника рынка уже получили Свидетельства.

Основными задачами в сфере управления занятостью на этот год должны стать:

1)     совершенствование управления миграционными процессами;

2)     развитие экономики моногородов, в результате которых на их территориях должны быть созданы дополнительные рабочие места;

3)     мониторинг  потребности незанятых инвалидов в трудоустройстве.

 

В этих целях ЦЗН республики должны:

1)     достичь повышения качества и доступности предоставляемых услуг в области занятости

2)      обеспечить исполнение контрольных показателей,

3)     обеспечить реализацию новых направлений активной политики занятости.

 

Целевая подготовка кадров

Темпы роста экономики Республики Татарстан напрямую зависят от её обеспеченности кадрами.

Работодателям по прежнему требуются специалисты среднего звена, т.е. выпускники профессиональных колледжей и техникумов со средним профессиональным образованием. Общая потребность в подготовке кадров сегодня оценивается почти в 100 тысяч специалистов.

Министерством подготовлен  проект нового постановления о прогнозе потребности кадров. Потребность крупных предприятий республики, по-прежнему, будут обсчитывать соответствующие отраслевые министерства. Потребность малого и среднего бизнеса должна изучаться на уровне муниципальных образований.

Горизонт прогнозирования будет увеличен до семи лет.

Подготовка кадров за счет бюджетных средств будет разбита на 2 категории.

-традиционное длительное (2-3 года) обучение специалистов среднего звена и высококвалифицированных рабочих по сложным профессиям.

-ускоренная (от 3 до 6 месяцев) подготовка по профессиям, требующим лишь определенных компетенций.

Определены 14 высокотехнологичных профессий, по которым будет организована целевая подготовка кадров. По этим профессиям предлагаются очень привлекательные по сравнению с вузами условия. Гарантируется производственная практика на будущем месте работы и трудоустройство.

 

Организация обучения граждан пожилого возраста основам компьютерной грамотности.

 

В республике реализуется несколько проектов по обучению старшего поколения компьютерной грамотности. На конец прошлого года обучилисьуже более 27 тысяч граждан.

Решением руководства республики в 2014 году финансирование этого направления будет продолжено. Обучение смогут пройти еще 5 тысяч пожилых граждан.

 

Охрана труда

 

2013 год охарактеризовался годом существенных перемен в сфере охраны труда: построение вертикальной системы регулирования вопросов охраны труда, развитие межведомственного сотрудничества, а также внедрение новых решений принятых на уровне Правительства республики.

Впервые за несколько лет в республике переломлена негативная динамика по показателям производственного травматизма.  

По данным Гострудинспекции за 2013 год в республике на производстве:

·        погибло на 11 % меньше человек по сравнению с прошлым годом (99 человек)

·        травмы с тяжелыми последствиямиполучили на 10 % меньше, чем за 2012 год (174 работника)

·        на 7% снизились   групповые несчастные случаи (в 2012 году – 33 случая, в прошлом - 31).

 

Наибольшее число смертельного травматизма на производстве  отмечается в:

·          Казани – 36 пострадавших;

·          Набережных Челнах – 14 пострадавших;

·          Лаишевскомрайоне – 7  пострадавших;

·          Альметьевском районе – 6 пострадавших;

·          Нижнекамском районе – 5 пострадавших.

 

Министерство большое внимание уделяет работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2013 году:

1.              Подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между органами исполнительной власти, органами надзора и контроля, прокуратурой, силовыми структурами, профсоюзами в части факта происшедшего несчастного случая со смертельным исходом на производстве и нарушения требований охраны труда. 

2.              Министерством разработан дистанционный продукт обучения (дистанционная программа обучения) с учетом специфики строительной сферы.

3.              Министерством разработана «Модель организации профилактической работы, направленной на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков в промышленной сфере деятельности». Разработанная Модель универсальна и может служить основой для организации работы по охране труда на предприятии любой сферы деятельности.

4.              На базе Регионального агентства развития квалификаций открыт единственный в России  Национальный информационный центр МОТ и создан филиал Международного центра обучения МОТ с возможностью организации обучения как в Италии, так и в Казани.

Социальное обслуживание

 

По состоянию на 1 января  2014г. функционируют 132 государственных  учреждения социального обслуживания. На сегодняшний день недостаточный  уровень обеспеченности учреждениями социального обслуживания: 

реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями – 91%.

психоневрологические интернаты – 88%,

центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий – 81%,

центры реабилитации инвалидов – 40%.

Существует острая потребность в строительстве нового психоневрологического интерната. Это позволит ликвидировать очередность в стационарные учреждения социального обслуживания психоневрологического профиля, привести в соответствие площади данных учреждений установленным нормативам, обеспечить медико-социальное обслуживание и комплексную социальную реабилитацию престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями. 

Социальное обслуживание семьи и детей

 

Благодаря внедрению социальных  моделей межведомственной системы выявления и патроната неблагополучных семей,   организации службы участковой социальной помощи наблюдается общая тенденция снижения численности несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасной ситуации.

Участковый метод работы позволяет выявить семьи с ранним неблагополучием, оказать им необходимую комплексную социальную профилактическую и реабилитационную помощь, не допустив перехода этих семей в категорию социально опасных.

На недавно прошедшей коллегии ЗАГС отмечена  положительная динамика снижения случаев отказов матерей  от новорожденных детей – на 39% с 2011 года. И в этом немалая заслуга инновационной технологии «Профилактики отказов от новорожденных детей», которая реализуется учреждениями социального обслуживания семьи и детей, подведомственными Министерству, при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Если на конец 2012 года количество состоящих на межведомственном патронате семей составило 2337 (4279 несов.), то в 2013 году – 2078 семей (3658 несов.). На начало 2014 года количество семей с детьми, находящимися в социально опасном положении, уменьшилось еще на 259 семей. 

В 2013 году в результате организованной межведомственной работы  с патроната снято с положительной реабилитацией 80% семей (в 2011 году - 75,7%, в 2012 году – 81,7%).  Это те семьи, в которых налажены внутрисемейные отношения, восстановлены утраченные ребенком социальные связи.   Повторно на учет поставлены всего 6% семей, что свидетельствует о высоком качестве работы социальных работников.

Основная задача социальной реабилитации несовершеннолетних  в специализированных учреждениях системы  социальной защиты  – сохранить для ребенка семью.

По итогам 2013 года 88% детей были  переданы из приютов в семьи (возвращены в родные семьи, переданы под опеку, на усыновление, в приемные семьи). (в 2012 году - 90%, в 2011 году – 89%).

Целенаправленная социально-реабилитационная работа с детьми и их семьями организована в Менделеевском  (передано в семью 100%), Бугульминском (передано в семью 95,2%),  Дрожжановском (передано в семью 96,2%) приютах.  

Социальные приюты в Камско-Устьинском (69,4%), в Зеленодольском  (82,5%), в Рыбно-Слободском (81,7%) не достигли планового показателя семейного жизнеустройства -  90%.

 

Совершенствование системы социальной реабилитации и интеграции инвалидов

 

Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов фактически утвердило принципы государственной политики в отношении инвалидов. Им наравне с другими гражданами должен быть обеспечен доступ к физической инфраструктуре, транспорту, связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

В рамках этой работы  в республике:

ü разработаны стандарты качества предоставления государственных услуг, и наша задача – обеспечение жесткого соблюдения этих стандартов

ü определен порядок межведомственного взаимодействия в рамках реализации ИПР инвалида (ребенка-инвалида),

ü ведётся работа по созданию республиканского банка данных инвалидов

ü принята и успешно реализуется республиканская программа «Доступная среда».

Лучшими по результатам 2013 года являются реабилитационные центры:

ü "Восхождение"  в г. Казань

ü "Надежда"  в г. Арск

ü и  "Изгелек"  в г. Набережные Челны

 

В 2013 году в государственных реабилитационных учреждениях (отделениях) системы социальной защиты прошли реабилитацию 5729 детей-инвалидов, 10665 инвалидов.

Кроме того, реабилитационную направленность имеют и 36 стационарных учреждений (28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических домов-интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно-отсталых детей), в которых проживают около 4,5 тыс. граждан.

Доступная среда

 

Более двух лет в республике реализуется пилотный проект по формированию Доступной среды. Адаптационные работы на объектах доступной среды выполнялись своевременно и правильно в:

·        Черемшанском,

·        Спасском,

·        Буинском районах.

 

В тоже время серьезные замечания имеются по:

·        Аксубаевскому

·        Атнинскому

·        Камско-Устьинскому

·        Рыбно-Слободскому

·        Сармановскому районам.

·        А наибольшее число замечаний сосредоточено в Казани.

 

Можно отметить, что запланированные программой индикаторы оценки эффективности мероприятий достигнуты, а по ряду показателей даже превышены.

Барометром того, как меняется доступная среда, как увеличивается доступность объектов является и Карта доступности, которая должна отражать план создания доступности в каждом муниципальном районе.

 

В 2014 году ожидается реализация новой программы «Доступная среда» на 2014-2015 годы. Глобальная задача – достичь в каждой отрасли 90% адаптации инфраструктуры в своем районе или отрасли до 2020 года.

Для этого в 2014 году надо сделать 100 процентов запланированной паспортизации.

 

Социальное обслуживание лиц без определенного места жительства

 

В 2013 году на 9,5% увеличилось число обслуженных в трех республиканских Центрах социальной адаптации для лиц БОМЖ. В 2013 году в Казанский Центр БОМЖ переехал в новое здание, что позволило увеличить мощность учреждения до 80 койко-мест.

 

Особую тревогу вызывает портрет современного бездомного – более чем на половину это граждане трудоспособного возраста, не имеющие ограничений к трудовой деятельности, имеющие оконченное средне-специальное или высшее образование. Это феномен социального иждивенчества и элементарного нежелания вести приемлемый образ жизни.

По состоянию на конец 2013 года в Центрах прошли реабилитацию 605 человек, из них:

·        граждане трудоспособного возраста -353  чел. (58,3%);

·        граждане нетрудоспособного возраста -252  чел. (41,7%);

·        имеют судимость – 237 чел. (39,1%);

·        имеют среднее, средне - специальное образование – 397 чел. (65,6%), высшее или неоконченное высшее образование – 41 чел. (6,8%), имеют образование меньше 9 классов – 163 чел. (26,9%), не имеют образования – 4 чел. (0,7%).

·        61,3 % - уроженцы Республики Татарстан, 37,4% – регионов России, 1,3% - стран СНГ.

 

Причиной бездомности каждого пятого клиента Центров БОМЖ является личный осознанный выбор на ведение асоциального образа жизни – алкоголизм, наркомания, азартные игры.

Приоритет при оказании помощи данной категории должен отдаваться активным мерам, заключающимся в мотивации человека на осознанное включение в решение собственных проблем и чувство ответственности за собственную судьбу.  

Социальная защита

 

 

За предыдущие четыре года численность граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки в системе социальной защиты населения,  возросла с 1,37 до 1,58 млн. человек. Бюджетные ассигнования на реализацию этих мер возросли на 67% (в 2009 году – 7472,9 млн. рублей, в 2013 году – 12500,00 млн. рублей). На реализацию мер социальной поддержки в 2013 г. выделено 12,5 млрд. рублей.

Сегодня через органы социальной защиты реализуется порядка 78 видов услуг.

 

Ежегодно происходит увеличение числа видов социальных выплат, и как следствие, стабильный рост числа получателей - в среднем на 3,6%. Растут и объемы финансирования, выделенные на предоставление мер социальной поддержки. Автоматизация процессов позволила  оптимизировать штатную численность «Республиканского центра материальной помощи».  

Большая работа в конце 2013 года была проведена по организации назначения и выплаты в соответствии с новым законом «Об образовании» компенсации родителям, дети которых посещают ДДУ. Компенсация была назначена 79 тысячам родителей.

Проведена  масштабная работа по назначению субсидии за сглаживание роста оплаты ЖКУ. Была принята 158 121 семья, что позволило снизить средний размер собственного платежа для семьи с 9,64% в 2012 году до 7,14% в 2013 году.

 

Обеспечение техническими средствами реабилитации

 

За прошлый год техническими средствами реабилитации  Министерством было обеспечено 57 тысяч граждан на сумму 741 миллион рублей.

Несмотря на поэтапную автоматизацию этого процесса работа по обеспечению граждан ТСР усложняется из года в год в связи с увеличением получателей и расширением наименований ТСР.

Жилье ветеранам

 

Продолжается работа по обеспечению жильем ветеранов. За 2013 год улучшили свои жилищные условия  1 178 человек. Общее количество ветеранов ВОВ и вдов умерших, улучшивших условия проживания, достигло 17 867 человек. В этом году планируется еще минимум 249 ветеранов обеспечить жильем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International