Заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в Республике Татарстан»
20.03.2017

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Дата проведения:

 

Место проведения:

20.03.2017г. в 15:00 часов

 

Зал заседаний Министерства культуры РТ

(ул.Пушкина, 66/33)

 

 

Наименование мероприятия:

Заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ «Социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в Республике Татарстан»

 

 

В соответствии с возложенными функциями Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан осуществляет реализацию государственной политики в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан. Самой многочисленной категорией получателей социальных услуг в республике являются дети и семьи, в которых они воспитываются.

Основными задачами министерства в сфере социального обслуживания семей с детьми являются:

повышение качества и доступности социального обслуживания, развитие современных форм предоставления социальных услуг;

поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, повышение качества их жизни;

оказание помощи семьям с детьми в преодолении социально-опасного положения и трудной жизненной ситуации;

максимальное развитие потенциала детей-инвалидов в целях их подготовки к самостоятельной жизни по достижении ими совершеннолетия.

 

Особое место в деятельности социальных служб отводится работе с детьми-инвалидами и семьями, в которых они воспитываются. По данным ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан численность детей-инвалидов в 2016 году  в республике составила 15023 человека.

В учреждениях социального обслуживания в 2016 году предоставлены услуги 58038 семьям с детьми и 85896 несовершеннолетним, в том числе 10658 семьям, в которых проживает 11093 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система сопровождения семей с детьми с нарушениями в развитии и здоровье объединяет три подхода: ранняя помощь, комплексная реабилитация, домашнее визитирование. Сегодня перспективными направлениями работы  являются: внедрение программы по социализации детей с нарушениями аутистического спектра, цель которой социализация ребенка и его подготовка к дальнейшему обучению в детском саду, школе;  оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, новым направлением деятельности реабилитационных центров должны стать мероприятия по профессиональной ориентации и обучению первичным трудовым навыкам.

Стоит отметить, успешная социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья достигается, когда ребенок-инвалид посещает музыкальные, художественные  школы, спортивные секции, различные клубы по интересам вместе со своими сверстниками – здоровыми детьми. Это помогает ребенку-инвалиду интегрироваться в обычную среду, а у здоровых детей формируется позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Социальное сопровождение активно внедряется и в деятельность интернатных учреждений для детей-инвалидов с умственной отсталостью. В республике функционируют два таких интерната, в которых  проживают 262 ребенка-инвалида.

В данных учреждениях начата работа по созданию семейных условий проживания, инфраструктуры для формирования у воспитанников социально-бытовых умений, первичных трудовых навыков, их подготовке к самостоятельному проживанию после достижения совершеннолетия. В соответствии с рекомендациями республиканской психолого-медико-педагогической комиссии 134 ребенка обучаются в коррекционных школах, в том числе 34 ребенка ежедневно посещают школу, 100 человек обучаются на базе интернатов.

 

Кроме социализации детей–инвалидов, ответственностью государства является оказание помощи семьям с детьми в преодолении социально опасного положения. Это дети из семей, которые находятся в зоне внимания органов социальной защиты: многодетные семьи; семьи, находящиеся в социально опасном положении; семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Наиболее активное участие в реабилитационной работе с семьями принимают органы социальной защиты и учреждения социального обслуживания. Ими в рамках действующего законодательства оказываются социально-педагогические, социально-психологические, социально-экономические услуги.

В течение минувшего года в рамках реализации индивидуальных программ реабилитации семей органами социальной защиты и учреждениями социального обслуживания было оказано 128 тыс. услуг.

В 2016 году были проведены обходы и изучены условия проживания более 33238 многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении. Особое внимание было уделено вопросам пожарной безопасности, отключения коммунальных услуг, наличия задолженности за услуги ЖКХ.

В целях обеспечения пожарной безопасности в жилых помещениях 2079 семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, установлены системы автоматической пожарной сигнализации, предназначенной для обнаружения признаков пожара на ранней стадии. Были пролечены от алкоголизма 696 родителей из семей, находящихся в социально опасном положении (78,5% от числа нуждающихся в лечении), трудоустроены 81 родитель, поставлены на учет в центры занятости населения – 69 родителей (79,4% от числа нуждающихся в трудоустройстве), проведена большая работа по  погашению задолженности за коммунальные услуги.

 

В работе с безнадзорными несовершеннолетними большая роль отводится социальным приютам для детей и подростков. Это один из субъектов системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечивающий временное проживание и социальную реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении.

Несовершеннолетние, поступающие в приюты, испытывают трудности в социальной адаптации. В силу отсутствия родителей, а при их наличии – в силу их асоциального образа жизни - у воспитанников приюта искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, интересы носят в основном примитивный характер.

Потребность в основных видах деятельности (познание, труд, общение) у трудных детей в силу особенностей семейного воспитания намного ниже, чем у детей из благополучных семей. У них мало развиты учебные и трудовые навыки и умения. У большинства трудных подростков отсутствуют отдаленные во времени перспективы, связанные с освоением профессии и будущей работы, им присущ социальный инфантилизм, легко трансформирующийся в социальное иждивенчество. Поэтому возникает потребность в принятии соответствующих реабилитационных и воспитательных мер для последующего включения детей в социум и адаптацию к последующей взрослой жизни.

Чтобы помочь приютам в этой работе в ноябре 2016 года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при поддержке депутатов Государственного Совета Республики Татарстан и Регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» был дан старт проекту «Сможем вместе». Проект направлен на создание в социальных приютах для детей и подростков условий, способствующих их бытовому, трудовому и физическому воспитанию, получению знаний и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности и самоопределения.

Основная часть приютов республики уже прошла первые этапы реализации проекта – составлены планы, проведена организационная и информационно-разъяснительная работа, достигнуты договоренности с благотворителями, осуществляется ремонт кабинетов, с детьми в новом формате организуются профориентационные, трудовые и социокультурные мероприятия.

Так, 15-17 марта 2017 в Пестречинском и Рыбно-Слободском муниципальных районах состоялись первые расширенные заседания попечительских советов с участием депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, представителей Регионального отделения партии «Единая Россия», региональных министерств социального блока. Следующие выездные мероприятия запланированы в Агрызском и Менделеевском муниципальных районах.



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International