Брифинг о системе мер повышения рождаемости сельского населения в Республике Татарстан
13.02.2018

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

Дата проведения:

 

Место проведения:

13.02.2018г. в 10:00 часов

 

Кабинет Министров Республики Татарстан

Наименование мероприятия:

Брифинг о системе мер повышения рождаемости сельского населения в Республике Татарстан

 

Суммарный коэффициент рождаемости в Республике Татарстан по итогам 2016 года составил 1,855, что выше среднего значения по Российской Федерации 1,762. Вместе с тем, по итогам 2017 года в республике родилось 48,1 тыс.человек, что на 7,7 тыс. человек меньше, чем в 2016 году (55,8 тыс.человек).

На фоне роста численности населения республики, неуклонно падает численность сельского населения. Происходит смещение демографического центра тяжести в сторону городов, количество родившихся детей у матерей 20-39 лет, проживающих на селе в 2016 году было в 5,1 раз меньше, чем в городской местности (8670 детей родилось у женщин 20-39 лет в сельской местности и 44 336 детей – в городской местности). В общем количестве рождений в Республике Татарстан 83% - это родившиеся в городской местности, а 17% - это рождения на селе.

Ещё одним из факторов снижения рождаемости на селе является уменьшение количества женщин репродуктивного возраста (15-49 лет), проживающих в сельской местности, в том числе, за счет их миграции в город в добрачный период. Ежегодное снижение численности женщин репродуктивного возраста в сельской местности составляет более 3 тысяч человек. Данный процесс – это проявление общей тенденции снижения численности женщин репродуктивного возраста в целом по стране, что является следствием вхождения в детородный возраст малого числа женщин, родившихся в начале 90-х годов ХХ века.

Другим фактором, влияющим на демографическую ситуацию, является увеличение возраста женщины при рождении детей. В 2016 году по сравнению с 1990 годом средний возраст женщин, родивших ребенка, увеличился на 3 года и составил 28,8 года (1990 год – 25,8 лет), т.е. наличие фактора «отложенного рождения» детей.

Кроме того, на процесс снижения рождаемости влияет фактор уменьшения доли рождений первых детей. Если на долю первых рождений в 2009 году приходилось 53,2% детей, то в 2016 году – 39,9%, что в 11,2 раза меньше уровня 2009 года. Вместе с тем, доля рождения вторых детей увеличилась в 8,2 раза, а третьих – на 3,5 раз.

В совокупности все эти факторы указывают на необходимость стимулирования рождения первых детей у женщин в возрасте 15–24 лет с мотивацией в дальнейшем у них рождений вторых и последующих детей.

Стоит отметить, системе мер социальной поддержки семей, имеющих детей, уделяется особое внимание как на федеральном, так и на республиканском уровне.

К мерам поддержки, финансируемым за счет федерального бюджета, относятся: ежемесячное пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка и т.д.

За счет средств республиканского бюджета финансируются такие меры, как ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 лет, на ребенка одинокой матери, компенсация и дополнительная компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении.

Также многодетные семьи получают дополнительные выплаты. Это субсидия в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и установленных нормативов потребления услуг; субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет; ежемесячная субсидия на проезд учащимся до достижения 18 лет; единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей и до достижения ими 1,5 лет.

Получателями данных пособий являются более 380 тыс. человек, объем финансирования – 2,6 млрд. рублей.

В конце 2017 года Президентом РФ В.В. Путиным предложены меры по стимулированию рождаемости. Данная работа организована с 2018 года в рамках объявленного Указом Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Десятилетия детства».

Это такие меры, как введение ежемесячной денежной выплаты при рождении первого ребёнка до достижения им 1,5 лет; введение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 606; запуск специальной программы ипотечного кредитования для молодых семей;  продление действия программы материнского капитала до 31.12.2021 года; ликвидация очереди в яслях – для детей от 2-х месяцев до 3 лет; повышение доступности и качества медицинского обслуживания детей.

По осуществлению ежемесячной денежной выплате при рождении первого ребенка в республике работа также четко выстроена. Прогнозная численность получателей выплаты по республике в 2018 году составляет 4,6 тыс. человек, размер выплат – 8 490 рублей ежемесячно. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Первая выплата в Российской Федерации произведена в Республике Татарстан в Балтасинском районе. По состоянию на 11 февраля 2018 года ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка назначена 51 заявителю.

 

В целях преодоления сложившейся демографической ситуации с 2018 года в Республике Татарстан введены дополнительные денежные выплаты из республиканского бюджета, позволяющие стимулировать у проживающих в сельской местности женщин в возрасте до 25 лет рождение первых детей (50 тыс. рублей), а у женщин в возрасте до 29 лет – рождение третьих детей (100 тыс. рублей). Выделенное финансирование – 140,7 млн. рублей.

Единовременная выплата при рождении ребенка не назначается гражданам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, а также гражданам, лишенным, либо ограниченным в родительских правах.

Условия назначения единовременные выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка:

•          рождение первого ребенка после 1 января 2018 года;

•          наличие гражданства Российской Федерации;

•          срок постоянного проживания в сельской местности на территории Республики Татарстан на дату обращения – не менее трех лет.

Единовременная выплата при рождении ребенка назначается, если обращение за ней в отделение РЦМП последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Для назначения выплаты заявители представляют в отделение ГКУ «РЦМП (компенсационных выплат)» по месту жительства следующие документы:

1. Заявление о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка от матери (в случае ее смерти или лишения родительских прав – отец или опекун);

2. Паспорт;

3. Реквизиты счета, открытого в банке;

4. Копия свидетельства о рождении ребенка (детей) - в случаях регистрации акта рождения ребенка (детей) за пределами Республики Татарстан;

5. Копия свидетельства о смерти матери (отца) - в случаях регистрации акта смерти за пределами Республики Татарстан;

6. Копия доверенности для уполномоченных лиц.

Остальные сведения отделение РЦМП получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия.

Отделение Центра в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении выплаты со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении либо об отказе в ее назначении и уведомляет заявителя о принятом решении указанным им в заявлении способом (смс-сообщением, электронной почтой). По письменному запросу гражданина решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка или об отказе в его назначении оформляется в письменном виде.

Заявление и документы (сведения), необходимые для получения выплаты могут быть направлены в форме электронных документов и подписаны электронной подписью.

 



Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International