Коллегия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «О проблемах и перспективах развития профессионального образования»
10.08.2012

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
                                                                                                     ПРЕСС-РЕЛИЗ
Место проведения:
 
г. Нижнекамск,  ГБОУ СПО «Нижнекамский
 нефтехимический колледж»
Время проведения:
10 августа 2012 года
11.00
 
Наименование мероприятия:
Коллегия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «О проблемах и перспективах развития профессионального образования»
 
10 августа на базе Нижнекамского нефтехимического колледжа пройдет выездное заседание коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Главной темой, которую будут обсуждать участники, станут проблемы и перспективы развития профессионального образования.
За пять лет с момента передачи основной части учреждений начального и среднего профобразования в ведение министерства система подготовки кадров для реального сектора экономики претерпела значительные изменения.
Основные усилия были направлены на:
- преодоление негативного образа учреждений профтехобразования в обществе и привлечение молодежи к получению востребованных рабочих профессий.
- обновление устаревшей материальной базы учебных заведений, улучшение кадрового потенциала;
- оптимизацию сети образовательных учреждений, введение современных технологий управления, эффективное использование имущественного комплекса;
- переход на подготовку кадров только под заказ работодателя и нормативное финансирование;
- активизацию участия и увеличение ответственности работодателя в процессе подготовки кадров;
- мотивацию и создание условий для развития учреждений профобразования.
Была принята первая в России Программа популяризации рабочих и технических инженерных профессий, которая доказала свою успешность и была пролонгирована еще на 3 года.
ØНациональный проект «Образование»
Огромный импульс развитию профобразования был придан Национальным проектом «Образование». В рамках господдержки 14 подведомственным учебным заведениям было выделено почти 740 млн. руб. бюджетных средств. Важнейшая роль нац. проекта - в мотивации работодателей поддержать учреждения профобразования. И не только финансово (а это почти 350 млн. руб.), но и активным участием в разработке инновационных образовательных проектов.
Победители нацпроекта стали основой модернизации профобразования республики. Сегодня каждая отрасль экономики республики подпитывается выпускниками этих передовых учебных центров. Однако для того, чтобы обеспечить кадрами и действующие предприятия и новые инвестиционные проекты этих учебных заведений недостаточно.
ØНовые профессии
Сегодня в учреждениях профобразования студентов обучают по двумстам специальностям. Открытие новых профессий и специальностей – процесс требующий финансовых затрат на приобретение оборудования, переподготовку преподавателей. Поэтому, прежде всего, финансовые средства вкладывались в специальности приоритетных для республики отраслей экономики: IT-технологии, машиностроение, нефтехимия, сфера обслуживания.
ØСтруктура системы профобразования
 За пять лет структура системы профобразования изменилась не только количественно, но и качественно. Основную долю составляют двухуровневые учреждения среднего профессионального образования, реализующие также программы НПО.
На 1 августа в ведении Министерства находится 78 образовательных учреждений, в том числе:
- 28 учреждений начального профессионального образования (16 профессиональных лицеев, 12 профессиональных училищ);
- 49 учреждений среднего профессионального образования, (35 профессиональных колледжей, 14 техникумов);
- 1 учреждение высшего профессионального − Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт осуществляет трехуровневую подготовку кадров по программам НПО-СПО-ВПО.
47 образовательных учреждений являются автономными.
В «портфеле» учебных заведений имеются лицензии по широкому спектру краткосрочных программ курсового обучения. Это позволяет ежегодно обучать более 13 тыс. чел. взрослого населения по программам профподготовки, переподготовки, повышения квалификации.
ØДинамика наполняемости учреждений профобразования
Система профобразования стала более эффективной, привлекательной и для населения и для работодателей. Сегодня задействовано 90% учебных мест. Во многих учреждениях на программы среднего профессионального образования имеется конкурс среди абитуриентов.
ØКачество образовательных услуг
Ведется системная работа по оценке качества образовательных услуг в подведомственных учебных заведениях. Место учреждения в рейтинге качества учитывается при формировании стратегии его развития, принятии управленческих решений.
Оптимизация сети учреждений профобразования будет продолжена. Анализ показывает, что для удовлетворения кадровых потребностей экономики достаточно 54 крупных образовательных центров с ежегодным объемом выпуска порядка 25 тыс. чел. В таких центрах должны быть сконцентрированы лучшие ресурсы. Однако серьезным препятствием является отсутствие у образовательных учреждений общежитий. Даже сегодня, при более разветвленной сети учебных заведений, не хватает почти 8 тысяч мест в общежитиях. Сегодня эта проблема настолько остра, что реально тормозит развитие кадрового потенциала республики.
ØДоговора с предприятиями
Наиболее трудно решаемой задачей является процесс «сближения» работодателя – заказчика кадров и учебного заведения – их поставщика.
С момента передачи в ведение министерства учреждений профобразования введена практика установления контрольных цифр приема только при наличии договоров с предприятиями на трудоустройство выпускников. В рамках формирования государственного заказа на подготовку кадров на 2012/2013 учебный год подведомственными учебными заведениями заключено около 1,5 тысячи договоров с работодателями на подготовку 25 тысяч человек, в том числе с такими крупными предприятиями как
ОАО «Казаньоргсинтез,
ОАО «Нижнекамскнефтехим»,
ОАО «Казанькомпрессормаш»,
ОАО «КАМАЗ»,
ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»,
ОАО «Красный Восток-Агро».
ØПеречень востребованных профессий и специальностей
Министерством разработан Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующий приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан. Он подготовлен с учетом федерального Перечня инновационных профессий и специальностей, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, предложений работодателей республики, отраслевых министерств.
Перечень включает в себя 350 профессий и специальностей, в том числе: 124 профессии начального профессионального образования; 154 специальности среднего профессионального образования; 72 направления подготовки высшего профессионального образования.
ØФормирование проекта государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов
Понимая, что система профессионального образования должна не догонять, а опережать заявки работодателей, министерством выстраивается система перспективного формирования государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по республике в целом.
В апреле принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан (от 6.04.2012г. №277) "Об утверждении Порядка формирования государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в научно-образовательных кластерах Республики Татарстан".
Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан поручено осуществлять функции и полномочия государственного заказчика по формированию объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования Республики Татарстан.
Отраслевые министерства и ведомства республики ежегодно формируют прогноз потребности отрасли в подготовке кадров с начальным, средним и высшим профобразованием на 3 года. Министерство экономики дополняет эти прогнозы сведениями о количестве создаваемых новых рабочих мест. Также отраслевики формируют перспективные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в разрезе профессий, специальностей, образовательных программ, видов и сроков обучения.
На основании этих данных формируется проект государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по Республике Татарстан на 3 года, который подлежит утверждению Правительством республики.
В первоочередном порядке в госзаказ на предстоящий учебный год включены заявки по профессиям и специальностям, вошедшим в Перечень.
ØГосударственный заказ на подготовку кадров 2012
 В этом году сводный государственный заказ на подготовку кадров составил 20 тыс.чел.
Государственный заказ был представлен для публичного обсуждения, размещен на сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, направлен в министерства и ведомства. На сегодняшний день документ согласован с Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ, отраслевыми министерствами РТ и направлен в Кабинет Министров РТ.
ØОбъемы госзаказа по отраслям
Анализ объемов государственного заказа в разрезе профессий и специальностей показывает, что наиболее востребованы как и в прошлом году учебные заведения, готовящие кадры для сферы обслуживания и общественного питания, востребованы также технические специальности.
ØПерспектива – развитие СПО и профподготовки
Работа по минимизации диспропорций рынка труда и образовательных услуг, успешная занятость молодежи через получение востребованных рабочих профессий будет продолжена и, с учетом принятия в ближайшее время нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации», будет более эффективна.
Проект этого закона 26 июля одобрен Правительством Российской Федерации.
Законопроект предлагает модернизировать систему подготовки рабочих кадров.
Среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки высококвалифицированных рабочих (сейчас – это программы начального профессионального образования).
ØЦентры прикладных квалификаций
Пополнение рынка труда рабочими кадрами будет осуществляться также за счет реализации программ профессиональной подготовки рабочих, в том числе в учебных Центрах профессиональных (прикладных) квалификаций. Центры прикладных квалификаций могут создаваться в качестве самостоятельных юр.лиц в любых организационно-правовых формах, или в качестве структурных подразделений образовательных организаций. Профподготовка рабочих может вестись и непосредственно работодателем. Помимо основной программы профподготовки, вводятся программы повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям.
Законопроект позволяет Центру прикладных квалификаций или работодателю самостоятельно разработать конкретную программу профессиональной подготовки и установить её продолжительность, достаточную для получения умений и знаний в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Сегодня сроки обучения по программам профподготовки строго регламентированы и зачастую работодателя не могут устроить нормативные темпы подготовки кадров.
Новые подходы к подготовке кадров расширяют возможности и граждан, и работодателей, которые нуждаются в рабочих кадрах. Краткосрочную профессиональную подготовку планируется развивать в качестве основного ресурса удовлетворения дефицита рабочих. Такой оперативный и гибкий инструмент позволит своевременно обеспечивать кадрами проекты в строительстве, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйстве, промышленности, индустрии сервиса и гостеприимства, торговле и на транспорте.
В предыдущие годы программы профподготовки не финансировались за счет бюджетных средств. Необходимо часть средств республиканского бюджета, предусмотренных для начального профессионального образования, перенаправить на финансирование программ профподготовки рабочих. Это будут целевые адресные программы. Первые шаги уже сделаны: в соответствии с решениями Правительства республики за счет бюджета с сентября смогут пройти профподготовку по наиболее востребованным профессиям осужденные, находящиеся в местах лишения свободы и подлежащие освобождению в ближайшее время. Бесплатную профподготовку впервые предложено пройти выпускникам одиннадцатых классов, не сдавшим ЕГЭ и не получившим аттестат о среднем образовании. Этой категории молодежи бюджет будет оплачивать не только обучение, но и стипендию в том же размере, что получают студенты техникумов и колледжей.
Объемы профподготовки в рамках госзаказа республики необходимо расширять за счет обучения по остродефицитным профессиям под конкретный заказ работодателя. По аналогии с Перечнем приоритетных для республики профессий среднего и высшего профобразования нужно определить список самых актуальных рабочих профессий для профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Как  принципиально важные можно отметить 2 момента:
1.государственный заказ на обучение по профессиям из этого списка должен распределяться на основе публичного конкурса, в котором смогут принимать участие все имеющие право проведения обучения: образовательные учреждения, учебные центры, предприятия и т.д. ;
2.бюджет должен оплачивать не только учебный процесс, но и проживание обучающихся в общежитии, выплату стипендии;
Нельзя однозначно утверждать, что конкурсный механизм размещения заказа на профессиональное обучение безработных определяется известным федеральным законом 94-ФЗ. В рамках этого нормативного документа иногда победителем конкурса становится претендент, предложивший самую низкую стоимость обучения, а в процессе обучения выясняется его нежелание или неспособность обеспечить необходимое качество. Вводя инструментарий публичного конкурса на профессиональную подготовку и переподготовку рабочих по приоритетным для республики профессиям самым главным критерием отбора должно стать качество обучения. А стоимость обучения должна устанавливаться согласно специально разработанным нормативам. Нормативы будут варьироваться в зависимости от продолжительности обучения и базового образования обучающихся.
Самое сложное – оценка качества образования. Законопроектом предусмотрен механизм добровольной независимой оценки качества образования. Новый законопроект предусматривает обязательное участие работодателей в квалификационных экзаменах по итогам профессионального обучения. Поэтому ведение рейтингов могли бы взять на себя Торгово-промышленная палата, Ассоциация промышленных предприятий, другие объединения работодателей.
Сеть негосударственных организаций, реализующих программы профподготовки по рабочим профессиям, не так широка, как кажется на первый взгляд. Общеизвестна высокая репутация корпоративного университета КАМАЗа или учебного центра Татнефти. Однако это единичные случаи. Если бы публичный конкурс на профподготовку по рабочим профессиям объявили сегодня, то наибольшую долю участников составили бы государственные учреждения начального и среднего профессионального образования. Реальной конкурентной среды в этой области образовательного пространства сегодня нет. Развивать профессиональное обучение рабочих можно на основе развития сети отраслевых Центров прикладных квалификаций.
На первом этапе становления государство безусловно должно поддерживать такие Центры. В рамках НЦП «Образование» государственную поддержку в предыдущие годы получали учреждения начального и среднего профобразования, ВУЗы. Предлагаем обратиться в Федеральный центр с просьбой после принятия нового закона «Об образовании» объявить аналогичный конкурс для отраслевых учебных центров.
В республике отраслевые центры профессионального обучения могли бы быть созданы при крупных предприятиях, с использованием материально-технической базы подлежащих реорганизации учреждений НПО, невостребованных населением.


Смотреть полный текст

назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International